Викинги - воины Одина


Среда, 15.05.2024, 13:43


Приветствую Вас Гость | RSS


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Оружие и доспехи [8] Жители Девяти Миров [11]
Фестивали и исторические реконструкции [11] Великие сражения [14]
Технологии [21] Общество и культура [48]
Легендарные викинги [12] Боги Девяти Миров [11]
Девять миров [8] Кузница Ивальди [5]
Интересные места вселенной Иггдрасиль [10] Легенды и мифы Скандинавии [7]
Обряды и традиции [8] Археология [33]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Обряды и традиции

Языческие религиозные обряды времен викингов.

В язычестве нет, как таковой выстроенной организации, как в христианстве. Религия для язычника являлась частью обычной жизни. Вместо специальных храмов и священников, её хранили простые люди. В начале эры викингов ритуальные обряды совершались на открытом воздухе. Например, известны случаи, когда шведские торговцы приносили жертвы под гигантским дубом на острове в Черном море, чтобы благодарить за успешное путешествие по течению Днепра.
В некоторых сагах представляются описания тщательно продуманных храмов в Исландии. Адам Бременский, северогерманский хронист 11-го века, описывает храм в Упсале как великолепное здание с крышей из золота. Однако, никакие следы такого здания не были найдены под Упсалой.
В первой половине 20-го века были исследованы руины на территории Sæból в Haukadalur в Dýrafjörður в западной Исландии. В Саге о Гисле говорится, что именно там Торгрим принес жертву Фрейру. Датский археолог Aage Roussel сообщил о нахождении остатков фундамента храма. В настоящее время, никакие руины не сохранились. Эту территорию разровняли и сейчас используют под сельскохозяйственные нужды.Скандинавы, если они и строили какое-либо здание для вероисповедания, вероятно, возводили маленькие святыни для своего собственного личного использования. В такой маленькой святыне находилась миска для жертвенной крови и серебряный браслет для присяги. Кажется более вероятным, что религиозные обряды, викинги справляли прямо на открытом воздухе возле большого камня или священного дерева. Одно из нескольких дошедших до нас описаний языческого кодекса религиозных законов известно под названием "Landnámabók". Закон требовал, чтобы в каждом общественном месте, где проводят языческие ритуалы был серебряный браслет, весом не менее чем две унции. Goði (вождь) должен был носить браслет на все собрания. Он был обязан окроплять браслет кровью жертвенного животного. Любая сделка проведенная на собрании должна была подтверждаться клятвой на браслете, обращенной к Фрейр, Ньорду, Одину, Тору или Тюру. С каждой сделки жрец брал налог, в пользу богов (аналог церковного налога).
Большое дерево часто было источником удачи и защиты. Мировое дерево, Иггдрасиль, играет центральную роль в норвежской мифологии. Адам Бременский пишет, что было большое дерево, стоящее около храма в Упсале, которое оставалось зеленым и летом и зимой.
Древнеисландское слово vé появляется в топонимах по всему норвежскому миру. Это связано со словом vígja, что означает посвящать. vé был святым местом, где никакое насилие не могло бы быть сделано. Человек, который пролил кровь в vé, становился изгоем. Как определяли место vé, а также, как такое место использовалось, не известно.
Дополнительная информация о норвежских религиозных обрядах прибывает из текстов Ибн Фадлана - арабского путешественника и писателя 1-й половины 10 века. В году 921, группа арабов путешествовала по Волге, чтобы посетить Короля Булгар. По пути они столкнулись с норвежскими торговцами, торгующими на Волге. Славянским жителям области, эти норвежские торговцы были известны, как "Русские" (скорее всего это были жители Новгорода). Ибн Фадлан, член арабской делегации в Булгарию, написал о своих столкновениях с Русскими торговцами.
Он написал, что, когда торговцы достигли пристани, они выгрузились из лодок, неся "хлеб, мясо, лук, молоко и алкоголь [мед]". После они пошли к высокому деревянному столбу, установленному в земле, на котором были вырезаны лица. Когда торговцы достигли идола, они попросили у богов успешной торговли, говоря: "Я принес Дары. Я хочу, чтобы Вы (Боги) предоставили мне покупателя, у которого много динаров и дирхамов и кто купит у меня все, что я хочу продать, не торгуясь по цене, и примет ту, которую установлю я".

Landvættir (духи земли) играли важную роль в норвежской религии, и их почитали в Исландии в течение нескольких поколений после принятия христианства. "Духи земли" были связаны с самой землей. Они могла принести удачу в сельском хозяйстве, охоте, и рыбалке, а также обеспечивали защиту детям и животным.
По легенде, landvættir уже жили на земле, когда первые поселенцы прибыли в Исландию. Мужчины принесли жертвы духам на холмах, в водопадах, в лесах и рощах, и в камнях.
Landvættir были оскорблены, если случалось насилие. В местах, где проходили битвы или было совершенно насильственное преступление, люди не селились, чтобы избежать недовольства "Духов земли". Ранний исландский закон требовал, чтобы приближающиеся корабли снимали с носа фигуры дракона, подходя к берегу и вставая на якорь, чтобы избежать гнева landvættir.
Инголфр Арнарсон был первым поселенцем в Исландии. Когда он увидел Исландию, он бросил за борт священные столбы и поклялся построить ферму там, где столбы причалят к берегу. Инголфр был очень религиозным и осмотрительным человеком, и он чувствовал, что это была большая ответственность, стать первым поселенцем на этой незанятой земле, где landvættir населяли каждый холм и гору. Поэтому, он доверял богам, которым были посвящены его священные столбы. Он верил, что Боги выберут ему хорошее место и "Духи земли" не будут злиться на него.
Исландская литература неоднократно упоминает о провидице Вельве, женщине, которая посещала дома, делала предсказания, особенно о детях и их судьбах. Истории ясно дают понять ее важность. Специальный обряд, известный, как seiðr (сейд), использовался, чтобы получить скрытое знание. Провидица, возможно сопровождаемая помощником, пела религиозные стихи.
Такой обряд описан в Саге об Эрике Рыжем, в 4 главе. Торбьёрг была провидицей, которая жила в Гренландии. Ее называли Малой Вёльвой. Торкель, был самым крупным фермером в районе, пригласил провидицу в свой дом, на пир. В ту зиму был страшный голод, и Торкель хотел узнать, когда текущие трудности закончатся. Торбьёрг оказали хороший прием, ей приготовили почетное место. Ей дали еду, в которой основное блюдо состояло из сердец всех животных, доступных там.
Для обряда Торбьёрг попросила помощи женщин, которые знали колдовские стихи - вардлок, но в доме таких не оказалось. Тогда Торкель стал спрашивать всех женщин в деревне, кто знает колдовские песни. Наконец, Гудрид откликнулась. Она сказала, что она не колдунья, но когда жила в Исландии, её приемная мать научила песни, которую называла вардлок. Но она добавила: "Не пристало мне их петь и участвовать в обряде, ведь я - христианка".
Торкель стал уговаривать Гудрид, чтобы та помогла, и она согласилась. Женщины сформировали круг вокруг помоста, на которую сидела Торбьёрг, и Гудрид стала петь. После песни, Торбьёрг сказала, что было много духов, они были очарованы пением, и открыли мне много вещей. Она предсказала, что голод скоро закончится, и что Гудрид возвратится в Исландию, чтобы завести большую семью. Оба предсказания сбылись.
Пиры и жертвоприношения были важной частью норвежских религиозных обрядов. Жертвоприношения могли устраивать специально, что бы получить благословение богов специально для определенного события. Также были и общепринятые религиозные праздники, когда собиралось много людей, устраивался большой пир и конечно жертвоприношения. Один такой фестиваль, называемый Йоль, проходил с 21 декабря по 1 января. Это был самый главный зимний праздник. В эти дни все миры сходятся в Мидгард. Великаны и тролли , люди и эльфы, Асы и Ваны, мертвецы - все выходят из своих миров. Второй праздник устраивался 2 февраля - Дистриг. В этот день приносились жертвы богам, что бы те благословили будущие весенние посевы и дали богатый урожай. Дистриг возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи. Ещё одним общепринятым праздником был Сумарсдаг или Сиггблот, отмечающийся в первый четверг, после 18 апреля. В этот день приносились жертвы богу Одину. Люди благодарили богов за наступившее лето и просили помощи в летних набегах.
Эти праздники отмечались повсеместно по всей Скандинавии и Исландии. Жертвенных животных убивали и съедали, а тосты поднимали в честь богов и предков. Эти праздники были важны не только с религиозной точки зрения, но и с общественной. Собиралось множество народу с разных концов страны. После долгой зимы люди обменивались новостями, договаривались о совместных набегах. Праздники, вероятней всего, сопровождались не только пирами, но и играми и конкурсами.
Помимо регулярных ежегодных фестивалей были и другие дни празднований. Некоторые из них, возможно, были регулярными, но проводились раз в несколько лет. Другие фестивали устраивались во время особых случаев, таких как война, голод или благодарность за победу в битве.
Недавние археологические находки, рассказывают об одном из ритуалов. Дом, найденный в Hofstaðir в северной Исландии, был большим и внушительным, очень вероятно, что в нем регулярно проводились ритуальные действия. Кости животных, найденных на территории, предполагают, что рогатый скот вначале был убит большим топором, ударом между глазами, создавая впечатляющий фонтан. Черепа выставлялись на улице в течение многих месяцев, и возможно, нескольких лет. Этот вид жертвы назвали blót. Как правило, Блот совершался осенью и зимой. Животные приносились в жертву богам, и как часть ритуала, участники съедали мясо и запивая пивом, которое благословлял вождь.
Весной около территории храма в Goðanes в восточной Исландии отмечался Blótkelda (весеннее жертвоприношение). Красный цвет скал и воды, богатых железом, как думали, происходил из-за крови от совершенных там жертвоприношений. Жертвоприношения - это то, что отличало язычников от христиан, согласно средневековому исландскому своду законов Grágás. "Христиане посещают церкви; язычники жертвуют в храмах".
Когда Исландия приняла христианство, Альтинг (парламент Исландии) принял закон, согласно которому необходимо было крестить всех мужчин. Однако, закон также разрешал проводить многие языческие обряды на публике, такие как поедание лошади, но не жертвенной. Жертвы богам были разрешены только конфиденциально.
Саги предполагают, что после того, как закон был принят, крещеные христиане продолжали совершать жертвоприношения старым богам и соблюдать многие языческие обряды.
Разбрызгивание крови жертвы, кажется, было важной частью жертвенного обряда. Кровь жертвы называли hlaut, и саги говорят о миске, используемой для сбора крови, которая хранилась в храме. Кровью, собираемой в эти миски, опрыскивали стены и полы, чтобы придать пространству вокруг символ власти, а также, защищали храм, чтобы предотвратить неудачу. Когда кровь была опрыснута, и пиво было выпито, мужчины символически присоединились к богам и их мертвым предкам. Жертвы были неотъемлемой частью религиозных обрядов.
Книга Gesta, написанная Адамом Бременским является самой ранней письменной литературой о Скандинавии. Но большая часть из описанных в ней событий и ритуалов основана на не проверенной информации, дошедшей до Адама из рассказов других путешественников.
Особенно ценны описания языческих обрядов, которые все еще проводились в то время в Швеции. Адам написал, что каждые девять лет, в храме Упсалы приносили в жертву животных и мужчин. После, тела жертв вешали на деревьях перед храмом. Фестиваль длился в течение девяти дней. Каждый день в жертву приносили по одному животному мужского пола и по одному мужчине. Адам не засвидетельствовал эти события лично, но написал о них, основываясь на рассказы очевидцев. Он также указывает, что скандинавы, принявшие христианство, должны были откупаться от участия в праздновании. Человеческие жертвы чаще всего выбирались из пленников и рабов. Во времена правления Олафа Трюггвасона, который пытался насильственно насадить христианство в Норвегии, он угрожал жителям тем, что отправит в Упсалу в качестве жертв не рабов и преступников, а фермеров и благородных воинов, если те не откажутся от языческих богов.
Возможно, самый известный пример человеческой жертвы в исландских литературных отчетах произошел в день, когда Alþing принял христианство в 1000 году. Язычники созвали большую толпу и решили принести в жертву по два человека из каждой четверти Исландии и призывали языческих богов, чтобы они не дали христианству распространиться по всей стране.

Категория: Обряды и традиции | Добавил: AqpraHucTaH (28.05.2014)
Просмотров: 5622 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024   Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

    Яндекс.Метрика