Этимология Caill Tomair может дать ответы, зачем Бриан Бору отправил часть войск на уничтожение леса. Coill – в переводе с ирландского дерево/лес, Tomair – ирландское произношение бога Тора, таким образом, если эта интерпретация верна, то Caill Tomair переводится, как «дерево Тора» или «роща Тора». Если это было так, то уничтожение священной рощи было актом уничтожения языческих святилищ и утверждением христианства.
Священные рощи играли важную роль в скандинавском язычестве. Такие рощи были довольно распространены в местах поселения викингов. Самое известное описание такой священной рощи сделал Адам Бременский, описав храм и рощу в Упсале в Швеции. Он писал: «…рядом с храмом есть священная роща, в которой каждое дерево является священным и на которых были повешены человеческие и животные жертвы…». Вероятно, Адам Бременский описывал блот – обряд жертвоприношений. Этот ритуал часто проводили в священных рощах и Caill Tomair, вполне мог быть таким местом в окрестностях Дублина.
То что Caill Tomair посвящен Тору не удивительно, Тор был одним из самых почитаемых богов в скандинавской мифологии. Также известно, что жители Дублина непосредственно связывали себя с богом-громовержцем. Об этом свидетельствует ряд ранних ирландских текстов, таких как «Muintir Tomar», вероятно переводится, как «люди Тора». Кроме того, одной из главных городских регалий Дублина в течении X-го века был объект, известный как «Fail Tomar» или Кольцо Тора. Это кольцо было захвачено Маэлсехнайлл мак Домнайллом, королем Миде, в 995 году. Вероятно, подобное кольцо было описано в саге Kjalnesinga. В этой исландской саге описывается большое кольцо или браслет, который располагался в священном храме, посвященном Тору: «На хёрге лежало большое кольцо (браслет), сделанное из серебра. Шаман должен был носить его на руке на всех собраниях, и все обязаны были приносить клятвы на кольце каждый раз, когда давалось обещание». Такой ритуал нашел отражение и в христианском ирландском обществе, где клятвы приносят на мощах святых.
В XI веке языческие ритуалы и поклонение Тору стало ослабевать. В 1028 году Ситрик Шёлковая Борода совершил паломничество в Рим, а в 1031 году основал Собор Христа и создал епархию. Вскоре, Дублин стал центром христианства во всей Ирландии и жители Дублина перестали себя считать «людьми Тора».
|