Нередко, у мужчины помимо законной жены были наложницы из числа свободных женщин более низкого сословия, а также рабыни, для утехи мужской похоти. По норвежскому праву, ребенок рабыни также становился рабом и свободу он мог получить только в дар от родителя. У незаконнорожденных детей от свободных женщин – наложниц, были определенные права: в случае убийства отца или брата они могли рассчитывать на часть виры, им также доставалась часть наследства отца. Но нередко, грань между законным ребенком и бастардом стиралась. В Норвегии, Нормандии и других правящих династиях викингов, бастарды не раз наследовали трон.
Но незаконнорожденный ребенок всегда мог получить полноправные права. Отец мог усыновить ребенка и даровать ему права полноценного члена его семьи. В Дании и Швеции отец сажал ребенка на колено и публично объявлял о его усыновлении. В Норвегии этот ритуал проходил более красочно: родитель должен был сделать сапог на правую ногу из кожи трехлетнего вола, после чего устраивался пир. Сапог выставлялся на центр зала и каждый член семьи должен был вставить ногу в сапог, включая ребенка, этим семья подтверждала, что все приняли ребенка и с этого момента считают его членом семьи.
Сразу после рождения ребенка показывали отцу, и он должен был решить, как поступить с ним дальше. Если малыш был болезненным, то отец мог распорядиться выбросить его на улицу умирать. Ибрагим ибн Якуб описывал случаи, что жители Хедебю нередко топили новорожденных детей из-за бедноты. Глава семейства также мог выбросить ребенка, рожденного среди рабов. Но если ребенку суждено было остаться, то его по-настоящему одаривали любовью. Был ритуал, новорожденного следовало обрызгать водой, и по всей видимости, этот ритуал был по настоящему языческим, не имеющим ничего общего с христианским крещением. После обряда омовения, отец подбирал имя. Зачастую имя выбирали из тех, которые могли принести удачу или в честь умершего родича. После получения имени, малыш получал небольшой подарок. Ещё один подарок он получал тогда, когда у него прорезался первый зуб.
Зачастую дети воспитывались в семье отца, но если родители хотели дать ребенку образование, чтобы он освоил ремесло, которое в их семье не практиковали, его могли отдать на попечительство в другую семью. Таким образом, ребенок не только получал необходимые знания, но и связывал две семьи дружескими узами. Дети, воспитывающиеся в приемных семья, несли такую же ответственность перед приемными родителями, как и перед своими. В свою очередь, они получали такую же защиту приемной семьи, как и от своей кровной родни. Зачастую, приемные родители становились такими же близкими, как и кровные, и на всю жизнь приемные дети были связаны с обеими семьями.
|