В «Книге об исландцах» (Глава 10. Об епископе Гицуле) говорится, что Хавлиди сына Мара, по словам и под надзором Бергтора и других мудрых мужей, которые были для этого избраны, запишут законы в книгу, которую позже, назовут Грагас.
«Серый Гусь» состоит из двух рукописей: «Королевской книги» (Konungsb'ok Gr'ag'asar) и «Книга с Дворового пригорка» (Stadarh'olsb'ok). «Королевская книга» названа так из-за того, что долгое время хранилась в Старой королевской библиотеке Дании в Копенгагене, а «Книга с Дворового пригорка» имеет такое название из-за места, где её нашли в XVI веке. Помимо этих двух рукописей, в Грагас входят ещё несколько небольших записей законов, которые были записаны в XIV-XV веках, но сами законы очень древние и скорее всего, переписаны с каких-то более старых источников.
Несмотря на то, что первоначально Грагас составили в XII веке, большинство законов описанных в нем более древние. Сегодня, мы точно знаем, что рабство в Исландии исчезло уже в XI-начале XII века, но Грагас содержит множество положений, касающиеся работ. Однако, ученые до сих пор спорят, на сколько точно и правдиво Грагас передает законы эпохи язычества, так как они были записаны на пергамент из устных источников. Куда более точно «Серый гусь» описывает законы, принятые после христианизации Исландии.
Объем «Серого гуся» поражает. Только «Королевская книга» в три с половиной раза больше самого объемного свода законов континентальной Скандинавии «Зеландского права Эрика». Грагас является богатейшим источником знаний об Исландии. В нем можно найти множество детальных положений относительно судей, обязанностей и прав граждан, о созывах тинга и процедурах проходящих на них. Однако специалисты до сих пор не могут разобраться, как все то, что было записано в Грагасе, реализовывалось в реальной жизни. О том, как все происходило в реальности лучше всего судить по исландским сагам, но «Серый гусь» является неотъемлемой частью жизни исландского общества и законы, отраженные в нем, даже если и не всегда реализовывались на практике, были все же, чем-то вроде идеальной системы власти, к которой стремилась исландская элита.
|