Называли «живых мертвецов» по разному. В норвежской литературе часто встречается название хаугби (haugbui, от haugr — «курган»), что можно перевести, как «житель кургана». Норвежцы описывали хаугби, как мертвеца, который охраняет свою могилу и никогда не покидает её пределов. В исландских сагах «живые мертвецы» именуются драуг (draugr) или аптганг (aptrgangr, букв. «ходящий после», «разгуливающий после смерти»). Исландцы несколько по иному описывают загробную жизнь. Они указывают, что нежить регулярно покидала свои могилы и мешала живым проводить новые погребения. Как бы то ни было, и в Скандинавии и в Исландии, нежить описывается не как дух, а как некое физическое тело. Хотя душа, которая несет индивидуальность каждого человека, его привычки и характер, обязательно находятся или в Хельхейме или в Вальгалле. Отсюда мы видим, что викинги имели представление о неком духе человека, хотя наличие души свойственно, все таки, христианской религии.
В сагах также можно найти описание внешнего вида «ходячих трупов». В сагах часто встречаются такие эпитеты el-blár («черный, как смерть» или «синий, как смерть») и ná-folr («бледный, как труп»). Пастух из «Саги о людях с Песчанного берега», был убит драугом, а следовательно, сам обречен стать нежитью, превратившись в «черного, как уголь». После того, как тело драуга, который его убил, подняли из могилы, он был «черный, как смерть». В «Саге о Греттире» пастух Глам, после того, как превратился в нежить, выглядел «темно-синим мертвецом», а в «Саге о людях из Лососьей долины» местной женщине приснилась давно умершая ведьма. Когда вскрыли её могилу, но кости были «синие и страшные».
Ещё одна способность, которая была приписана «живым мертвецам», они могли увеличиваться в размерах. По описаниям, можно с уверенностью сказать, что это не простое разбухания трупа из-за газов, а нечто другое, поскольку тело драуга тяжелело пропорционально его размеру. Также описывается, что трупы не разлагались по несколько десятков лет, после погребения. В «Саге о людях с Песчаного берега» рассказывают о Торольфе - «... его труп ещё не разложился и вид имел наимерзейший… раздулся до размеров вола, а поднять его можно было только с помощью рычага».
Огромные размеры драугов, подчеркивали их неимоверную силу. В сагах говорится, что родственникам приходилось приложить не мало усилий, чтобы распрями тело драуга для погребения. Аптганг мог с легкостью раздавить живого человека. В «Саге о Греттире» убитый Гламом пастух описывается так: «Шея была свернута, а все кости переломаны». Известны также рассказы, описывающие непосредственно битву между человеком и «живым мертвецом». В таких рассказах никогда не упоминается кто победит: противники не уступают друг другу, и на протяжении всей битвы побеждает то один, то другой.
«Ходячие мертвецы» обладали также и магическими силами. Они могли предсказывать будущее, менять погоду и даже превращаться в животных. В «Саге о людях с Песчаного берега» и «Саге о людях из Лососьей долины» драуг предстает в образе тюленя, огромного освежеванного вола, лошади со сломанным позвоночником, без ушей и хвоста. Ещё один случай рассказывает, как драуг превратившись в кошку, садится на грудь спящему человеку. Кошка с каждой минутой становится все тяжелее и в итоге просто раздавливает свою жертву. Как и привидения, драуги могли ходить сквозь предметы. В «Саге о людях с Лососьей долины» говорится: «Олав хотел броситься на Храппа, но тот провалился сквозь землю, где стоял, и на том их схватка закончилась». Именно по этой причине, драуги спокойно покидали свои «дома», не нарушая внешнего вида могилы.
|